Галина Круговых, балетмейстер: «Живу нон-стоп»

В детском саду я была изгоем. Я ж китаянка по национальности, а основной состав был русские, татары. Поэтому дети со мной не любили дружить, сторонились. Это естественное поведение детей. А воспитательница увидела, что я очень музыкальная. И вот мне поставили танец. Детсадовский, конечно, но это был сольный номер. Из марли сшили какое-то платьице. В общем — звезда! И вот это стало толчком. Я тогда подумала, раз меня просто не любят, а в танце я такая звезда, надо танцевать.

Галина Круговых

Танцевала дома. Папа включал мне классическую музыку — я «Кармен» наизусть знала. Вот ходила по квартире, арии пела и танцевала.

 

В 1965 году у нас в городе Бородины открыли первую балетную студию. До них в городе танцев не было вообще. Тогда как-то не очень родители с детьми возились, как мы сейчас: туда привел, сюда привел. Я сама собралась, сама пошла, сама записалась в студию.

Когда пришла в студию, мне было 8 лет. Когда шла, думала — я настоящая танцорша. А увидела, какие девочки пришли, с длиннющими ногами, шикарными данными. Они шутя поднимали ногу — вот так. А я маленькая, ноги короткие — национальность сказывается: длинноногих китаянок сроду не бывало! Поэтому я корячилась, упиралась, тянула эти ноги. Поскольку это была моя жизнь, я дневала и ночевала в студии. Вот и получилось: кому это легко давалось, те легко танцевали. И потом у многих увлечение сошло на нет. А я где-то года через три стала уже солисткой студии. Талант без труда вообще ничто.

 

Когда после школы собралась поступать, меня из Дворца не отпустили. Потому что в меня было столько вложено: танцев, денег. Помню, меня тогда готовили на гастроли в Латинскую Америку. А тут в Чили случился переворот. Так расстраивалась! А мне все говорили: скажи спасибо, что не успела туда приехать. Так что гастроли заменили съемками на центральном телевидении, в программе «Карусель».

Поступила в Краснодарский государственный институт культуры. Когда у нас проходили сессии, пил и гулял весь этаж общежития: ящики фруктов, шампанское.

 

Если я  танцевала — сдавала, то это были обязательно пятерки. Однокурсники даже говорили, хочешь получить пятерку, попроси Джан (девичья фамилия Галины Круговых — ред.) станцевать. Я вечно где-нибудь танцевала. Была солисткой первого в Краснодарском крае варьете «Казачий курень» — ресторан был очень популярный. Учиться мне было некогда. Репетиции часто были ночные. Вечно была на лекциях сонная или прогуливала вообще. Пятерки-то мне ставили, а диплома красного не дали.

После окончания института давали несколько направлений. В станицы какие-то, в город Азов. Но квартиры нигде не давали. Я вернулась в Первоуральск. Поработала три года в ДК НТЗ, в балетной студии, из которой вышла. Но там свой руководитель, на которого ни чем невозможно давить, авторитетом даже. Два года —  в Ледовом дворце с фигуристами. Но поняла, что это не мое. В 1983 начала работать здесь, в Доме пионеров. В этом году отмечали 30 лет студии.

Абсолютно Дом пионеров не котировался. Столько пришлось ломать стереотипов! Раз Дом пионеров, все должны танцевать пионерские танцы в пионерской форме. Этот стереотип я ломала, ругалась, доказывала.

 

Я человек, который горит. Все говорят, что я двужильная. Я могу столько тянуть!

Наша студия —  единственная в области, где руководитель от начала до конца 30 лет отработал. Читала в Интернете: за нее там работают, а Круговых только бабло собирает. Только в прошлом году я взяла свою ученицу, когда поняла, что мне скоро уходить на пенсию, что нужно кому-то передать коллектив. Если я себе не подготовлю замену, просто похороню все вот это, что 30 лет вытягивала на своих плечах.

 

Я сейчас могу вкладывать в студию свою зарплату. Слава Богу, у меня муж есть, который меня содержит.

Мы начинали с того, что шили костюмы из старого тюля. Сейчас я тоже сама шью костюмы, но могу позволить делать их из нормальной ткани, украшать кристаллами Сваровски. Обувь по индивидуальным заказам по сто пар для детей могу себе позволить. Парики заказываю, они есть почти во всех танцах, достаточно дорогие.

 

Надо было пережить голодные и безденежные годы, когда тебя еще никто не хотел признавать. Надо было знать в городе очень многих людей, которые в городе давали денег, которые помогли.

Хороший директор Дворца пионеров был Павел Прахин. Он поверил в то, что я могу создать коллектив. Вот той вот еще девочке-припевочке.

 

У нас меньше 90 человек в коллективе никогда не было. А так до 120 доходит постоянный состав. Это надо тянуть. Каждый день. Раньше вообще без выходных работала. Сейчас один выходной — суббота, который, как правило, уходит либо на репетиции, либо на концерты. Живу нон-стоп. И это надо выдержать. Это закалка, которая идет еще с той балетной студии, когда я тащила на себе весь репертуар. Поэтому когда беру детей, всегда говорю родителям: мы не только сделаем вам красивых девочек с хорошей походкой и осанкой, с силой воли, но еще и двужильностью.

Телевизор не смотрю. Стыдно сказать, но я  всю литературу читаю только в туалете. В туалете у меня специальная полочка, на которой лежит то, что я должна прочитать. Я прочла много классической литературы. У нас была когда-то громадная библиотека. Мы когда переезжали с одной квартиры на другую, один грузовик заняли только книги. Когда их выгружали, бабки, сидящие у подъезда, говорили: «Профессор что ли приехал?» У мужа была большая библиотека, у меня относительно большая. Вот мы их слили в одну. Что я не читала, то муж рассказывал. Он направлял в основном мое чтение: вот это нужно прочесть обязательно, это интересно. А сейчас сын большой любитель всех новинок, всего, что сегодня на пике популярности. Он много читает. А мне пересказывает, чтобы я хотя бы имела представление, или то, что он считает очень интересным, подбрасывает.

 

График моей студии расписан до конца декабря. Последнее мероприятие в этом году — это встреча Олимпийского огня. И еще Газпром пригласил нас на Венский бал в Австрию в Императорский дворец.

В свое время мне предлагали стать начальником управления культуры. И в Екатеринбург, буквально лет 5 назад, приглашали работать, и в Канаду по конкурсу я проходила. Но я всегда знала, что мне некуда девать то, что я создавала столько лет. Куда ж его девать вот это все? А потом всегда надо делать то, что ты хорошо умеешь. Вот это мой принцип.

 

Для меня студия — это мой ребенок, которого я родила и тащу на своем горбу, даже сбросить его, как тот чемодан, не могу.

Я с воспитанниками провожу гораздо больше времени, чем с собственными детьми. Мои дети выросли, видя маму только мельком. Я уходила рано утром, приходила поздно вечером. Может быть это и плохо. Но они всегда знали, что мать их очень сильно любит. Мои дети не танцуют. Они все — медалисты. Младший сын с красным дипломом окончил Санкт-Петербургский университет международных отношений, сейчас магистратуру оканчивает. Дочь — окончила Медакадемию, работает стоматологом. Старший сын — Институт инженеров морского транспорта. У него своя строительная фирма. Я не занималась воспитанием детей. Они просто видели: вот это нельзя, потому что мама не делает, а вот это можно — мама так делает.

 

 У меня дача 10 соток. Там все растет. В этом году собрала ведер 6 клубники.

У меня родился внук, вымоленный у Бога. Мы его вымаливали почти 20 лет. У нас у старшего сына две дочки, а у средней дочери детей долго не было. Сейчас мальчику 3 месяца. Зять говорит: «Я не думал, что вы, Галина Валентиновна, будете такая бешеная бабушка». Я и ночами с ним сижу, и днем. Мне нравится быть бабушкой.

 

Моя жизнь по-настоящему насыщенна. Нельзя давать себе засиживаться, особенно когда дело к старости. Потому что, чуть только присядешь — сразу начинается: вот это болит, это болит. А потом, извините, свою задницу вообще не оторвать. Поэтому я легка на подъем.

Я всех учеников называю «мои дети». И я знаю, кому жмет лиф, у кого джазовки порвались уже, у кого они малы, кому надо поменять тапки. Иногда посреди ночи просыпаюсь и вспоминаю, что кто-то из детей потерял шапку. А что значит, один потерял шапку? Это значит, остальные 15 участников номера ее тоже снимут. Потому что не может один ребенок танцевать без шапки.

 

У моих девчонок есть дежурные чемоданчики. Я за четыре часа могу позвонить и сказать: мы выезжаем туда-то. В чемоданчик остается только доложили костюмы по списку, который я сказала. У меня нет чемоданчик, зато есть  во-о-от такая косметичка, во-о-от такого размера. Там все необходимое.

Дети меняются. У них раньше были другие интересы. Дети выкладывались на сто процентов. Сейчас Интернет может предложить гораздо больше информации и более интересной, чем я. Так что детей можно зажечь только собственной любовью к тому, что делаешь.

 

Приглашаю разных балетмейстеров, а также специалистов по национальным культурам на протяжении многих лет. Мы же танцуем национальные танцы, а ставить их один человек не может. Все «носители национального» очень болезненно относятся к достоверности: если что-то переврали, либо в костюме, либо в движениях, начинается «Мы так не танцуем! Мы такое не носим!» Я с этим сталкивалась.

У меня отсева нет вообще. Поэтому я и не набираю каждый год детей. Детей бывших учеников берем вне очереди. Потому что мама уже знает, что это такое. И если какие-то проблемы, мне проще будет договориться — она объяснит ребенку.

 

Оценочная система стимулирует детей. Плохо протанцевал — получи тройку. Двойки-то уж как-то стараюсь не ставить. Четыре года у нас традиция — пришел на занятие, развернул дневник, положил мне на стол.

Первые два года не дети занимаются, а родители. Если им лень, ребенок прогулял. И отчитывать я буду не его, а их. Прийти должны даже в метель. А что мы не на Урале живем? Метель, дождь проливной, да еще с грозой — уроки не отменяются.

 

Пот проверяю. Если ребенок занимается, он будет мокрым. У некоторых бывает сухая кожа, плохое потоотделение, все равно  — если работает на полную, хоть выжимай. Стоит только напрячься, пот появится. А нам и нужно такое напряжение, чтобы все было в тонусе. Дети после тренировок кричат: «Галина Валентиновна, смотрите, течет!» Ну, ладно 4+ поставлю.

У меня по всему дому лежат бумажки, записки, ручки. Хожу, что-нибудь делаю. Придет в голову, я записываю. Потом собираю в один талмуд.

 

Из себя может вывести все. Я настолько неуравновешенный человек. Взрываюсь. Хо! Все стоят, прижав уши. Если что-то не нравится — туши свет. Отхожу быстро. Поругаю, потом сижу, сама чуть не плачу. Думаю, вот ребенка же обидела. Подойду, подлижусь. Что-нибудь похвалю, поцелуемся, обнимемся. Как взрываюсь, так и успокаиваюсь.

Компьютер освоила на уровне «тыкнуть пальцем». В своей аппаратуре репетиционной, концертной, конечно, еще разбираюсь. А с компьютерами все сложно….

 

Я очень люблю зажигательную национальную музыку. Люблю всю музыку, которую можно напеть. Меня зажигает любая музыка, лишь бы она была ритмичная.

 

Я на пенсии уже давно. Но сидящей себя на пенсии я не представляю.

Как только ребенок услышит аплодисменты, когда почувствует успех, услышит слово «Браво!» в свой адрес — это какой это стимул для него. Самое страшное наказание — когда я снимаю за лень с концерта. Дети потом в два раза больше вкалывать начинают!

 

Звездность нужно принижать. Не у всех взрослых то хватает сил справиться с этой болезнью. Не все могут трезво оценивать свои силы. Поэтому иногда приходится после концерта всех этих «звезд» подтягивать к земле: ты вот это неправильно сделала, ты вообще там плохо улыбалась, а ты не отыграла этот номер. Звездность она не плоха. Просто мера должна у нее быть.

Я никого стараюсь не выделять — у меня все любимые. Попробуйте проползать на коленях перед ними два года, как я, чтобы развернуть ноги, поставить правильно. Сначала в одну сторону, потом в другую. Пока ползаешь — все капризы их переживешь. Потом все дети родные. Они настолько дороги! Потому что я этого ребенка «выносила», столько в него труда вложила.

 

Самое приятное в работе педагога — успех. У нас же не бывает, чтобы на конкурсе ничего не заняли. Третье место — это, считай, проиграли. А если гран-при взяли —  вот они орут! А я смотрю на них и вот эта волна позитива, она здесь у меня. Потому что я переживаю жизнь ими. Их чувствами. Наверное, еще острее, чем собственный успех. Когда они танцуют на сцене, а я смотрю за ними из-за кулис, меня аж потряхивает. Ты танцуешь вместе с ними, даже дыхание также сбивается. Лучше бы сама десять раз вышла станцевала, чем так стоять за кулисами и переживать за них.

Самое ценное в человеке — это честность и умение работать с полной отдачей.

 

Когда даже тяжело, надо держать стойку и улыбаться, несмотря ни на что. Тогда все легче переносить жизненные трудности. Они все равно же будут. Невозможно же без этого. Чтобы не случилось в вашей жизни, как бы она тяжела не была — держите спину, держите стойку. Поверьте, вам будет легче, вы все переживете.

Я — за баланс внутреннего и внешнего. Стоит Мисс Россия — оболочка шикарная, а внутри пустота.  Как она детей собирается воспитывать?

 

Я за любой кипишь, кроме голодовки. Очень люблю поесть. Я пироги пеку постоянно. Тесто ставлю сама — такое замечательное. Если я на даче, обязательно каждое утро это блинчики, оладушки, всякие там плюшечки, заварушечки. Не ограничиваю. Я ж прыгаю постоянно. У меня же нет ни дня, чтобы я что-нибудь не танцевала. Мне муж говорит: «Ой, Гал, когда ты сядешь на пенсию, ох, тебя разнесет!»

У меня есть правило: решать проблемы по мере их поступления. Не паниковать. Хотя я по природе паникер. Для меня чуть что — жизнь кончилась.

 

У меня своя жизненная позиция, твердая. Я знаю, что можно, а что нельзя. Что я могу себе позволить, а что нет. Я никогда не переступлю эту черту. Никогда не поступлюсь этими своими принципами. Никогда не отвечаю ни на какие выпады. Потому что знаю, стоит до этого снизойти, пойдет как снежный ком, начнется склока. Проще развернуться и уйти. Никогда не оппонирую. Раз так считаете, оставайтесь при своем мнении. Хотя иногда домой придешь и начинаешь думать: я бы вот так сказала, и вот так…

 Если не будет дисциплины у меня, я просто завалюсь. Моя собственная внутренняя и внешняя дисциплина и держит коллектив. Если я сказала «Стоп», то ученики так и останутся с поднятой ногой. Не опаздываю никогда никуда, никогда не подвожу. Это имидж, который нарабатывается годами. Стоит только один раз подвести и все, что годами наработано, обрушится.

 Фото: Владимир Коцюбы-Белых

 
По теме
Автор: 32 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по СО   28 марта на территории поселка Пудлинговый состоялись пожарно-тактические учения 32 пожарно-спасательного отряда с развёртыванием опорного пункта по тушению крупных пожаров.
Центральный окружной военный суд в Екатеринбурге вынес приговор бывшему аспиранту механико-математического факультета МГУ Азату Мифтахову* (*внесен в реестр террористов и экстремистов).
В Екатеринбурге задержан подозреваемый в ограблении банков. Им оказался 44-летний уроженец Кушвы, который в 2015 году ограбил «Росгосстрахбанк» и забрал 1,6 млн рублей, а в прошлом году – «Россельхозбанк»,
В Нижнем Тагиле мужчина украл миллион и изобразил нападение на себя В Нижнем Тагиле житель Астрахани потратил миллион рублей, инсценировал нападение на самого себя и сообщил в полицию о грабеже.
На трассе недалеко от Североуральска произошло ДТП с пассажирским автобусом - Фото 1 - JustMedia В аварии пострадали водитель автобуса и пассажир легкового автомобиля. Фото: ГИБДД На 94-м километре трассы Серов – Североуральск – Ивдель произошло ДТП с участием пассажирского автобуса, в него врезался легковой автомобиль.
JustMedia
Подросток под кайфом - ЦРБ Верхотурского района Подросток под «кайфом». Памятка для встревоженных родителей Как действовать родителям, если они заподозрили, что их ребенок начал употреблять наркотические средства,
ЦРБ Верхотурского района
Носительство стафилококка — это состояние, при котором бактерия Staphylococcus aureus обитает на коже или в носу, но не вызывает никаких клинических проявлений инфекции.
Администрация г. Первоуральск
Автор: Подслушано в школе №7   «Театр — это целая жизнь, которая не зависит от времени и обстоятельств!» Это, действительно, так!
KSK66.Ru